O mifologii


Поговорим о мифологии…
Арийской мифологии…

Долгие годы я задавался вопросом, почему так заинтересовался чем то, столь далеким в пространстве и времени?! Вообще, почему запад так увлекается восточным мистицизмом и философией?

Каждый третий из ведущих активный образ жизни, увлекается йогой – вот примерный подсчет для Соединенных Штатов. В Европе – чуть меньше, в России – каждый седьмой.  

Почему так много людей с головой уходит в чужую религию, философию, культуру?

Думаю, сам вопрос поставлен неверно.
Индоевропейская мысль, арийская мысль – нечто общее на огромной территории, испокон веков.

Некая таинственная индоевропейская общность, наукой принятая, доказанная,… хотя и рождающая больше вопросов, чем ответов.
Кем были таинственные мигранты, расселившейся на нашем континенте? Откуда родом? Как они смогли доминировать над всеми аборигенными народами, доминировать не только в военном, но и культурном плане.

Это тайна.

Но не вызывает сомнений одно — единые архетипы в сказках и мифах народов, где распространилось арийское влияние. Так что «восточное», в обозначение арийского, на деле оказывается совсем не таким уж и восточным, и в древней Греции параллельные ведийским, образы, и у скандинавов…
А Ирландия, вообще означает Аирландию, землю Ариев, ну точь-в-точь как название Ариана, то бишь Иран, или Арьяварта (так именовалась Индия в ведах). Земля Ариев. И веды, устно передающиеся мифы и легенды, что на востоке, что на западе, что Индийские Веды, что Иранские Гаты, что Скандинавские Эдды – словно мы говорим о чем- то Едином, лишь разбросанным частями по огромному континенту.


Этим и можно объяснить такое распространение арийской мысли, философии вед, йоги и вообще, восточного мистицизма.
Есть некая генетическая память, некое общее наследие. Это наследие — словно легион предков, живущих в человеке. Бесчисленные памяти в спинном мозгу, подсознательном…

Путь саморазвития – это попытка изменить воззрение, выстроить единую систему координат в хаосе генной памяти, найти нечто единое, общее, внутренний стержень.

Если образно – то это и называют пробуждением кундалини, спящей в позвоночнике силы…
Вся работа с кундалини, визуализации, концентрации – все направлено к этому -
найти центральную ось своего существа.

Йога использует образ сушумны, центральной оси, как внутри себя, своего естества, так и Оси Мира.

Медитируя, адепт ментально накладывает свой центр, микрокосмос, с макрокосмосом, с Осью Мира.

Архетип этого есть в массовом бессознательном всего человечества.

Axis mundi — ось, связывающая небо и землю. В культурах практически всех народов Земли существуют мифологемы и образы - «оси мира».

В Арийской Мифологии эта Ашватха – Священное Дерево, которое растет В ТРЕХ МИРАХ, через все разные уровни бытия. Она растет сверху вниз, имея корень в духовном.

Еще ее называют скамбха — колоссальная «колонна», связывающая небеса и землю.

Медитация, для пробуждения кундалини -  это визуализация этой центральной оси своего естества, совпадающей с Мировой Колонной…

Раджасуя – мистический ритуал из вед, где царь простирал руки перед гигантской колонной скамбхой, словно взбираясь в высший мир… Йогическая медитация с кундалини и позвоночником – лишь перенесение внешнего ритуала внутрь – интериоризация.


Ученик концентрирует психику на самом основании Позвоночника, и медленно «поднимается вверх», в высшие планы психики…

Он объединяет разные слой своей психофизики вокруг центральной оси своего естества, достигая в конце целостности и покоя…


Вернемся к мифологии. К скамбхе прикован Индра согласно некоторым гимнам вед. В ведах – самое древнее упоминание об этом архетипе из общего бессознательного человечества. Мировое древо и прикованный титан – этот образ, мы встречаем в самых разных мифах по всему миру, а не только индоевропейских. Но арийская философия уделяет этому образу центральное место. Всюду мы встречаем этот образ, титана,  прикованного к мировой оси, к Древу Мира.
Этот образ есть в Иранской Авесте, Индийских Ведах, Скандинавских Эддах, мифах Славян, Греков, Кавказских народов, народов средней Азии, Сибири…
Видимо информация, зашифрованная в этом мифе НАСТОЛЬКО ВАЖНА, что человечество сохранило его сквозь тысячелетия.
Самое распространенное имя – Прометей.
Греческое слово Прометей, этимологический — Верно Зрящий. Прометей  является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-  «размышлять», «познавать». Он ВИДЯЩИЙ, Ведающий.

Про-метей, или ПРОЗРЯЩИЙ, Проницающий разумом, медитирующий…
.
Прикованный, мечтающий лишь о свободе – это образ человеческой мысли, всего возвышенного в нем, прикованного к позвоночному мозгу, глубинным инстинктам и низменным, животным импульсам.
И если и есть в мироздании система, ставящая задачу свободы, ОСВОБОЖДЕНИЯ, то это йога, и вся арийская мистика. Ни одна другая мистическая система не одержима столь яростно идеей ОСВОБОЖДЕНИЯ, как арийская.

Если уж очень по-простому, Прометей — это наша душа, прикованная в некой метафизической пещере, внутри нашего черепа, разума.

Душа, бунтующая против оков конечности, против оков тела, временно-пространственных ограничений. Герой прикован к оси мира. Согласно легенде, он не смог вырвать маленький росток дерева, ибо оно пустило корни во все три мира.

Ашватха (мировое древо) упомянута в Гите, в упанишадах, на ней обитает душа, прикованная цепями незнания…

У слова Прометей есть еще и санскритское значение. Оно означает палку, с помощью которой добывали огонь.

Есть одна визуализация, которую очень любят древние тексты, — сравнение духовной практики с разжиганием огня путем трения палок:
«Сделав свой ум нижним арани (палка), а мысль — верхним арани, усредним трением человек добудет Небесный Огонь — Свет Знания». (Швет. Уп.)

Агним Сваргаям — Небесный Огонь — в упанишадах постоянно встречается это понятие.
Вся духовная практика — разжигание этого огня.

Нужно отметить, что на самом деле, просто трением палок, оказывается, трудно добыть огонь. Нужна сноровка, очень много времени.
Но если использовать лук с чуть ослабленной тетивой, которая один 
раз обвита вокруг палки, а эту палку зажать с обоих концов двумя сухими 
поленьями, то, двигая взад-вперед луком, можно действительно зажечь огонь. 
Палка, которая как будто буравит сухое полено, нагревается в концах, 
в местах, которые контактируют с поленьями. Вместо грубой силы, 
смекалка, находчивость.





Пример очень точно передает важность опыта. Разные тонкости, разные визуализации…
Не только трение как таковое, но и приемы, КАК ЭТО ТРЕНИЕ ДОЛЖНО происходить.

Ученик должен опираться не только на голую силу, а на тонкую силу, на ум, на знание, на концентрацию своих усилий в определенное место, где есть ахиллесова пята, слабое место противника. Вся система йоги, все это многообразие методов, способов, все это  набор оружия и поиск «ахиллесовой пятки», слабого места зла. Цель — победить дракона, победить низменное, низшее, животное в нас.

Герой мифологии, побеждающий дракона, делает это неким оружием. В одних мифах это копье, в других — ВАДЖРА, где-то — молот… Где-то Гандива — волшебный лук. В определенных мифах это оружие — нечто психическое, стрела, находящая и поражающая цель, где бы она ни находилась. Третий глаз, откуда испускается луч, сжигающий зло, молния, поражающая неприятеля…
Если узреть за символикой обозначаемое, то герой — это дух искателя, ученика. Орудие — это способ, метод, совокупность всего того, чем он одерживает победу, а дракон — низменное, животное в нем самом. В одной упанишаде йогу сравнивают с волшебной секирой, которой ученик может рассекать незнание, как бы отсекать все низменное…

Интересен миф об Амиране (Амир Андаре Джан — «Повелитель Всего Сущего», имя мифического героя, Двойника Прометея), распространенный на Кавказе. У Амирана есть волшебный, золотой кинжал, с которым он РОДИЛСЯ, подарок богини-матери. Этот кинжал у него всегда с собой, это как бы его часть. Однажды его проглатывает дракон. Дракон, проглотивший героя, прилетает в некое сакральное место, где стоит СТОЛБ гигантских размеров (!). Дракон обвивается вокруг этого столба, в три витка…
чтобы раздавить жертву, обвившись вокруг Гигантского Столба и зажимая хвост в пасти.

Я считаю, что символика похожа на тантрическую. Разговор о змее вокруг некой оси, который, обвившись кольцами, держит душу в плену… Скандха, Ось Мира, или сушумна, — разговор о внутреннем стержне нашего существа.
Но один из братьев криком напоминает Герою о кинжале. В животе у дракона герой вспоминает о волшебном кинжале, разрезает бок дракона и выходит на свет ИЗМЕНЕННЫЙ, без волос и бороды. Братья даже не узнают его сразу. А вот дракон, как говорит легенда, уже никогда не смог залечить полностью эту рану. Раньше, когда дракон глотал солнце, то люди оказывались во тьме на многие годы, пока сам дракон не выпускал солнце, по той или иной причине. Но после случая с Амираном, как утверждает легенда, солнце не задерживается долго в желудке дракона, ибо ЕСТЬ ПУТЬ, по которому оно выходит — разрез, сделанный героем.
Красивый вариант мифа. Напоминание о мече — это некий способ, метод, которым каждый из нас может победить незнание. В мифах часто у дракона девять голов. Девять голов — это девять отверстий: глаза, уши, ноздри и т. д. Девятивратный град — так в арийских текстах называют тело. Проглоченный Амиран — это душа человека, томящаяся в оковах плоти. Душа не помнит о золотом мече, о способе выйти из плена. Нужен тот, кто докричится до души. И тогда душа может использовать силу, исконно присущую ей, — в мифе это золотой кинжал, который есть у героя. Золото в мифах — нечто нематериальное, духовное. Разрезав дракона, Амиран как бы дал другим пример, способ. Следуя этому способу и другие могут достичь СВОБОДЫ, покончить с пленом. Солнце не затемняется - Путь найден, и тьма побеждена…
То, что освобожденный герой не имел волос и бороды, — это тоже интересный момент. Освобожденный похож на РЕБЕНКА. Душа, освобождаясь, не похожа на  личину, роль, которую она играла до этого. Волосы и борода — это и есть ФОРМА, ЛИЦО, ЭГО… Из желудка Дракона выходит ГЕРОЙ, но он как бы перерожден, изменен, лишен своей личины, вплоть до того, что братьям трудно узнать его. Он рождается заново, ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЙ. Символика с рождением — постоянный компонент инициации в мистических системах.

Древняя мудрость — словно крик брата, который напомнил Амирану, что он имеет волшебный кинжал, золотой, духовную силу. Древние Мифы, писания, слова древних мудрецов — это тот крик, то напоминание.

Цель — помочь душе, томящейся внутри плоти, вспомнить о волшебном кинжале, о своей силе…

Помочь ВСПОМНИТЬ СЕБЯ.

«Стоит он могучий, прикован к скале

Тяжелою тучей, печаль на чале.
Под цепью старинной скрещение рук.
Глаза паутиной опутал паук».

Эти ВЫСОТЫ, и эта пещера, и меч, и кандалы – все это В НАС. Высшее в человеке томится, заточенное в оковах плоти.
Прислушайтесь, и вы услышите этот СТОН. Изучите – и узнаете путь к ТОЙ ПЕЩЕРЕ.

«Тысячу и еще тысячу лет продолжаются муки непокорного титана, и все эти долгие тысячи лет он верит, что настанет время и среди людей появится великий герой, который освободит его».

Легенды рассказывают, что сумеет это тот, кто превзойдет

свою животную природу, покорит девятиголового дракона, 

спустится в глубины подсознания и вернется обратно… и 

удержит небосвод на плечах…